Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №68 г.Хабаровска

Профориентация

 

1. Положение об организации предпрофильной подготовки.docx  >>

2. Положение о классах профильного обучения  и универсальных с изучением отдельных предметов на профильном уровне.docx  >>

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Основные направления профессиональной ориентации учащихся:
- Профессиональной просвещение;
- Профессиональная диагностика;
- Профессиональная консультация и др.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы:
- Формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
- Развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую;
- Постепенное расширение представлений о мире профессионального труда;
5-7 классы:
- Развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
- Представления о собственных интересах и возможностях;
- Приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики.
8-9 классы:
- Групповое и индивидуальное профконсультирование, с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
- Профессиональное самопознание;
10-11 классы:
- Коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Направления и формы профориентационной работы в школе:
- Оформление уголка по профориентации, странички на школьном сайте в разделе «Профориентация».
- Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, профориентационными центрами округа.
Работа с учащимися:
- Профориентационные мероприятия: викторины, беседы, тематические классные часы, цикл занятий («Профессиональное самопознание» 9 класс) и др.;
- Тестирования и анкетирования учащихся, с целью выявления профнаправленности;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Расширение знаний в рамках школьных предметов (труд 5-7 классы, ИКТ 7-11 классы и др.);
- Организация и проведение экскурсий в учебные заведения, на предприятия; посещения дней открытых дверей учебных заведений;
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Участие в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества. Привлечение к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе в учреждениях дополнительного образования;
- Проведение недель по профориентации, конкурсов по профессии, конференций.
Работа с родителями:
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий, учебного заведения учащимися.
Перспективы профориентационной работы:
- Выработка системы тесного сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города;
- Организация взаимосвязи школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций;
- Привлечение родителей учащихся для профориентационной работы;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей учащихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников;
- Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению;
- Создание из числа старшеклассников группы профинформаторов для работы с младшими школьниками;
- Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с учащимися различных возрастных групп;
- Организация для педагогов и классных руководителей циклов занятий, семинаров по профориентационной работе с учащимися.

     Планирование курса "Твой выбор" для учеников 9-х классов

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

характеристика деятельности учащихся

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Готовность к выбору профессионально-образовательного маршрута

Психодиагностика

самодиагностика

Выполнение психотеста

Текущий устный, тест

Получение и анализ информации о готовности к профвыбору

Анализ результатов психотеста

Слагаемые выбора.

Изучение нового материала

Анализ схемы «Хочу, могу, надо»

Восприятие, наблюдение, осмысление схемы хочу-могу-надо

Текущий устный

Усвоение понятий интересы, возможности и необходимость

Составление списка востребованных профессий в ближайшей перспективе

Рынок труда.

Изучение нового материала

Информирование о внешних и внутренних сторонах профессии, понятия «рынок труда», «престижность профессий»

Активное получение и усвоение основных понятий

Текущий, наблюдение

Расширение знаний о мире профессий, понимание понятий рынок труда, престижность профессий

Анализ современного состояния и развития рынка труда

Я и профессиональный выбор.

Комбинированный

Самодиагностика, понятия предмет, характер, условия и средства труда.

Восприятие, запоминание и применение на практике  новой информации

Периодический практический письменный, упражнение

Усвоение понятий предмет, характер, условия, средства труда

Определение и анализ собственных профессиональных интересов

Профессиональные интересы и склонности

Психодиагностика

самодиагностика

Выполнение психотеста

Текущий устный, тест

Самоанализ собственных интересов и склонностей

Анализ результатов психотеста

Интеллектуальные и творческие способности.

Психодиагностика

самодиагностика

Выполнение психотеста

Текущий устный, тест

Самоанализ собственных способностей

Анализ результатов психотеста

Способности и выбор профиля обучения.

Обобщения и систематизации

Анализ и обобщение результатов самодиагностики

Освоение приемов самоанализа проблемы выбора профиля на основе имеющихся результатов психодиагностики

Текущий практический письменный, упражнение

Ориентация в факторе Могу

Составление списка требований Могу на привлекательные профессии

Основные ошибки профессионального выбора

Контроль и коррекция ЗУН

Отработка навыков решения проблемных ситуаций

Овладение приемами анализа и оперирования основными понятиями курса

Периодический письменный, тест

Отработка навыков решения профессионально и образовательно ориентированных проблемных ситуаций

Подготовка презентации образовательных учреждений

Пути профессионального образования

Изучение нового материала

Информирование о путях, уровнях и видах образования

Восприятие, осмысление, запоминание новой информации

Текущий устный

Усвоение знаний о путях профессионального обучения

Анализ и определение выбираемых ОУ

Планирование профессионально- образовательного маршрута

Совершенствование ЗУН

Отработка умения построения личного профессионального плана

Активное овладение приемами построения жизненного плана

Текущий практический письменный, упражнение

Усвоение алгоритма построения профессионального плана

Творческое представление желаемой профессии

Умения и навыки самопрезентации как фактор выбора образовательного профиля

Совершенствование ЗУН

Тренировка умения публичной самопрезентации своих интересов, способностей

Активное овладение техниками самопрезентации

Текущий устный, наблюдение

Усвоение эффективных техник публичной самопрезентации

Анализ успешных и неуспешных самопрезентации

Итоговое

Обобщения и систематизации

Расширение сферы самопрезентации, закрепление результатов работы на уроках.

Освоение приемов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения

Итоговый устный, наблюдение

Формирование умения переноса самопрезентации на более широкий социум

Определение индивидуального запроса на консультацию

Индивидуальная проф.консультация

Комбинирован-ный

Информирование и коррекция индивидуального профессионально-образовательного пути (по личным запросам)

Освоение приемов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения

Итоговый практический

Выработка индивидуального профессионально-образовательного плана

Самоанализ результатов консультации

   

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»